СКОРО РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. И.С. ШМЕЛЕВ «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»

Красоту родной природы, народные традиции учат нас видеть и понимать лучшие произведения поэтов и писателей 19-20 веков. При составлении сценариев праздничных театрализированных представлений нам нередко помогает книга Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».
Русский философ, писатель и публицист И. А. Ильин пишет: «Когда читаешь эту книгу,..а ее непременно надо иметь и постоянно возвращаться к ней, утешаться, очищаться, лечиться ею,— то не помнишь, что «это — книга», а видишь самую Русь, народную Русь, Православную Русь… . Нет, мало сказать — «видишь»: живешь в ней, с нею, ею; чуешь ее душу, внемлешь вздохам этой души, участвуешь в праздновании ее праздников, молишься с нею,… радуешься и плачешь…
Иван Сергеевич Шмелев показывает нам в своей книге Россию и православный строй ее души — силою ясновидящей любви…
И. А. Ильин призывает нас учиться у этого писателя такой любви: « О, если бы все умели так любить Россию!»
Мы созерцаем в книге Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» кроме других праздников образ приближающегося Рождества»:
«Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, …мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое… На елках иней… Морозная Россия, а… тепло!»
Вот и мы наш рождественский сценарий начали словами первого ведущего так: «Каждый год приходит к нам зима…
Выбегают на сцену снежинки, танцуют, а ведущие , дополняя друг друга, продолжают:
Каждый год зима приносит праздник…
Праздник снежных горок и веселья…
Елок и подарков…
Снега и чисты…
Праздник Рождества Христова.
На экране видео материалы отражают события Священной истории, связанные с праздником Рождества Христова, а ведущие комментируют их:
«Произошло это 2000 лет тому назад. Грозные события происходили тогда на земле. Сильные римские полки покорили множество стран. Была среди них и земля Иудейская…
И вот решил император узнать, сколько у него подданных и кто из них может быть солдатом. Для этого повелел он сделать перепись народа. И приказал каждому идти в тот город, откуда он был родом. ..
Отправились в свой родной город Вифлием и праведный Иосиф со Святой Девой Марией. Много народа собралось тогда в Вифлееме, и уставшие путники нигде не могли найти себе места для ночлега.
Наконец остановились они в пещере, куда пастухи загоняли овец. Наступила холодная зимняя ночь. Мерцали высокие звезды. Кругом была тишина.
В это время у девы Марии родился Младенец. Никто не знал об этом. Казалось, вся земля была объята сном.
И. С. Шмелев пишет в своей книге: «В Сочельник, под Рождество, – бывало, до звезды не ели,… Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – дар Христу. Ну.., будто, Он на сене, в яслях…
Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, – мороз и не щиплет…
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев молитву простой, особенный какой-то, детский, теплый:
— Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…
И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет.
Мы всегда включаем в свой праздничный сценарий тропарь Рождества. На экране Богородица с Младенцем. Ангелы машут крылами, пастушки покланяются Богомладенцу, волхвы несут Ему дары и мы поем.
«Выйдешь – певучий звон. И звезды. Звездный звон, певучий, – плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, – Рождество»,- читаем в книге И. С Шмелева.
Мы тоже включили в сценарий колокольный звон, когда
на сцену выходят пастушки Они словно соединяются с теми пастухами, которые на экране, садятся у небольшого костра, пытаясь согреться. Вместе с ними, ослепленные ярким светом, наши пастушки «в испуге» вскакивают с земли и видят лучезарного Ангела, возвестившего рождение Спасителя.
В ту же минуту на экране явилось Ангелов многочисленное небесное воинство, славящее Господа. И ангелы, вышедшие на сцену тоже, словно сливаются с ними, и своим танцем оживляют чудесную картину.
« Идешь из церкви. Все – другое, — вспоминает в книге свое детство И. С. Шмелев, — Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая. Святая. Бывало, думал: “Если к ней идти – придешь туда. Вот, прийти бы… и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он – в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне… Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!” Смотришь, смотришь – и думаешь: “Волсви же со звездою путеше-эствуют».
Ведущие в сценарии, продолжая комментировать события Священной истории, которые предлагаются зрителю увидеть на экране, рассказывают о волхвах следующее:
«Ангелы отошли на небо, а пастухи немедленно отправились в Вифлием. И вокруг опять стало темно. Вот тогда и засияла на Востоке большая яркая звезда.
Первыми звезду заметили мудрецы волхвы. Давно они прочитали в пророческих книгах о том, что должен родиться Спаситель мира. И вот, увидев в небе новую звезду, поняли, что предсказания древних сбывается. Они решили отправиться за ней.
Звезда, словно живая двигалась по небу, зовя их за собой. И привела она их а Вифлеем. Звезда остановилась над тем местом, где был Младенец Христос.
Как только исчезают с экрана волхвы, выходят на сцену под звуки Турецкой песенки наши волхвы-артисты. Они важно представляются, идут в пещеру, которая на экране, несут свои дары Младенцу Христу, падают на колени и поклоняются Ему.
И. С. Шмелев в своей книге «Лето Господне» показывает нам Православную Русь — сквозь искренность, чистоту и нежность младенчества. «О, если бы все умели так видеть и постигать свою Родину!- пишет о нем И. А. Ильин, — ..
И вот эта сила любви и эта нежность младенчества блаженно впитывают в себя стихию Православия. Не в порядке Богословия… А в порядке непосредственного жизнеосвящения.
В завершении нашего праздничного представления ведущие возвращают нас со Святой Земли на Русскую Землю: Прошло немало лет с тех пор, когда взошла звезда,
Но не забыли до сих пор рождение Христа.
А на Руси лежат снега, метель в ночи поет.
И светлый праздник Рождества опять с небес идет.
На сцену выходят девочки в зимних русских костюмах. Их танец заканчивает рождественское представление.
Н.Г. Аверина