Пасхальный детский спектакль

8 апреля в Праздник Воскресения Христова в Доме искусств пос. Ванино воспитанники Воскресной школы храма св. Феодора Ушакова показали интересный спектакль, посвященный событиям Страстной седмицы и Воскресению Христову. После выступления от имени епископа Ванинского Савватия присутствующих с праздником поздравил иеромонах Макарий (Ненашев) и вручил грамоты тем, кто внес средства на строительство нового храма.

В этот же день детям был предложен чай в трапезной при храме свт. Николая. Ребята остались очень довольны экскурсией и обилием подарков и сувениров в праздник Пасхи.

По благословению епископа   Ванинского и Переяславского Савватия на занятиях в Воскресной школе  мы с детьми  составили сценарий очередного выступления  на празднике Пасхи.  В самый  день Христова Воскресения нас пригласили выступить в Доме культуры п. Ванино.  Что — то удалось из нашего замысла, что-то не совсем получилось.

Через замечательные поэтические зарисовки мы решили вначале показать образ пробуждающейся весны.

На экране  веточка распустившейся вербы на фоне голубого неба.  Звучит Тропарь Пасхи.  Чтец в ярко красном русском костюме читает стихотворение Константина Фофанова «Под напев молитв пасхальных…»:

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краёв…

Согласно содержанию четверостиший на экране появляются поочередно то — ослепительно голубое небо, то сосны в «зеленом бархате».  Звуки леса тоже помогают зрителю понять, что весна несет с собой пробуждение природы.

У чтеца в руке веточка ландыша. Особенно проникновенно  читается четверостишие:

…И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

На экране мотылек «христосуется с ландышем», а девочки с  веточками ландышей легкими движениями танца пытаются выразить это «маленькое чудо».

«Красоту родной природы учат нас видеть лучшие произведения поэтов и писателей 19-20 веков.  Образ пробуждающейся весны мы созерцаем  у Ивана Шмелева,  Ивана Бунина…», — сообщает зрителям первый ведущий в русском народном костюме.

На экране появляется видео, которое так и называется  «Весенний вальс». Под звуки музыки, в которой «слышится» : капель, распускающиеся цветы,  деревья в саду… .  Второй ведущий продолжает:

Кап… Кап… Кап… Кап…Засыпая, все слышу я, как шуршит по железке, за окошком, постукивает сонно, мягко – это весеннее, обещающее кап-кап… Протираю глаза спросонок, и меня ослепляет светом. И такой день чудесный…(И. Шмелев «Лето Господне»)

Весна, Весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада,

И теплый запах талых крыш. (И. Бунин)

«Весна земная является предвестницей для каждого человека «весны духовной». «Весна духовная» – так называют в церковной традиции пост, который длится семь недель до Пасхи. Светлая и строгая пора.  Душа учится покаянию и готовится к встрече Великого праздника Пасхи», — слова ведущего,  видео с песней  Сергея Безрукова «Колокольный звон, великий пост», стихотворение протоиерея Андрея Логвинова «Россия — черница
на первой седмице поста…»
 помогают зрителю понять, какие изменения происходят в церковной жизни с наступлением великого поста. Печальным становится колокольный звон, освещение храма, облачения священников – чёрного, фиолетового цвета. Обычные церковные распевы заменяются постовыми.

На экране иллюстрируются слова песни: «Колокольный звон над землей плывет, а в монастыре братский хор поет: «Господи, помилуй…», чтец читает:

Россия — черница
на первой седмице поста.
Взмывает как птица
святая ее красота.
«Свечи образа, мантии, кресты, братия поет грустный глас шестый: «Господи, помилуй…»…, — звучат слова песни, а чтец продолжает:

Канон покаянный
хотя бы на вечер, на миг
в душе окаянной
меняет личину на лик.

Заканчивается видео  словами:

«Странники стоят, молится народ,

Русь еще жива, Русь еще поет: «Господи, помилуй…»

Этим словам соответствуют слова стихотворения:

Как в пору молений
меняется русский народ!
Припав на колени —
он в рост богатырский встает.

С болью и состраданием переживает русская душа события Тайной вечери, предательство Иуды, молитву Христа в Гефсиманском саду, суд у Пилата, Распятие, снятие со Креста, положение во Гроб. Дни Страстной седмицы для всех христиан – время особого покаяния.

На экране появляются соответствующие слайды презентации, а ведущий продолжает: «В литературе запечатлены  события Священной истории, связанные с  крестными страданиями и воскресением Спасителя». Чтец читает стихотворение Я. Полонского
«СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ»:

Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи…
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи…
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз…
И на камни стали падать слёзы
Злой зимой ощипанных берёз.

Ведущий объясняет смысл страданий Спасителя: «Господь Иисус Христос ради нашего спасения пострадал на кресте…», а чтец на фоне видео  «землетрясение» читает:

Распятый на кресте нечистыми руками,
Меж двух разбойников Сын Божий умирал,
Кругом мучители нестройными толпами,
У ног рыдала Мать; девятый час настал:
Он предал дух Отцу. И тьма объяла землю.
И гром гремел, и, гласу гнева внемля,
Евреи в страхе пали ниц…

Затем на экране один за другим появляются видео, иллюстрирующие события священной истории, связанные с воскресением Спасителя, а ведущие комментируют их.

Воскреснув из мертвых, Христос победил смерть, разрушил оковы ада и власть греха над человеком.

Один из учеников   Спасителя Иосиф Аримофейский с позволения Понтия Пилата снял тело Спасителя с креста и совершил Его погребение.

Гроб представлял собой пещеру, высеченную в скале недалеко от горы Голгофы. Тело усопшего умащивали благовониями, обвивали пеленами и полагали на каменную плиту. Вход в пещеру обычно закрывали большим камнем.

Когда тело Иисуса Христа покоилось в погребальной  пещере, душой своей Он, как и все умершие до Него сошел в ад. Бог пришел туда, где многие века души умерших праведников ожидали пришествия Спасителя. Христос пришел и вывел их из ада. Как поется в церковном песнопении, ад опустел.

По прошествии субботы ночью на третий день после своих страданий и смерти Господь Иисус Христос ожил силою Своего Божества. Он воскрес из мертвых. Его человеческое тело преобразилось. Спаситель вышел из гроба, не отвалив камня, закрывавшего погребальную пещеру. Он был не видим для стражи, которая с этого момента охраняла пустой гроб.

Вдруг произошло великое землетрясение. И с неба сошел Ангел Господень. Он отвалил от опустевшего гроба камень и сел на него. Вид его был, как молния и одежда бела, как снег. Воины, стоявшие у гроба на страже, пришли в трепет и стали, как мертвые. А потом, очнувшись, в страхе разбежались.

Тем временем женщины, бывшие на Голгофе при погребении Христа,  поспешили ко гробу Спасителя. Было очень рано. Рассвет еще не наступил. Взяв с собой драгоценное миро, женщины шли исполнить последний долг любви по отношению к своему Учителю и Господу – умастить миром Его тело. Это были Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Соломия и некоторые другие женщины. Православная церковь называет их женами-мироносицами.

Первой ко гробу Господню пришла Мария Магдалина Она увидела, что камень отвален и в испуге побежала оповестить учеников. Мария плакала о том, что унесли тело Господа и неизвестно, где положили Его.

На экране ночь, чуть брезжит рассвет. Девочки в небольшой сценке показывают, как жены мироносицы идут исполнить последний долг любви – помазать тело Спасителя благовониями.

Видео « пещера с отваленным  камнем» сменяется слайдом с иконописным изображением Ангела из-за кулис слышатся слова:

Пусть ваши души не смущает страх, что с мертвыми вы ищете живого. Припомните Божественное слово. Примите весть Посланника небес: В день третий Иисус Христос воскрес. Апостолам поведайте скорее, что Иисус вас встретит в Галилее.

«Усопшему несли мы наше миро. Теперь же и апостолам и миру поведаем мы чудо из чудес. Христос воскрес. Воистину воскрес»,  —  восклицают жены мироносицы. На сцену выходят девочки в костюмах ангелов. Они будто дополняют сонм ангелов, изображенных на слайде. Их нежный танец оживляет  картину.

Под колокольный  звон начинается Крестный ход, который изображают дети в русских народных костюмах с хоругвиями в руках. Звучит стихира Пасхи, дети читают стихи:

Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешённая весна… —
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы расцвели.

 

Приди к нам Богородица

в сей день святой любви

И нас с младенцем Господам

с небес благослови.

Наше время – это время возвращения к истокам и  русским традициям. Читая  лучшие произведения поэтов и писателей 19-20 веков, мы видим, как в них отражаются  события Священной истории, как глубоко и проникновенно вошло Православие в душу русского народа. Это вечные ценности. Они помогают русскому  сердцу открыться для веры,  увидеть свою Родину обновлённой, просвещённой светом Христовым. Особенно ярко это чувствует детская душа.