ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО В СВЕТЕ ФЕСТИВАЛЯ «ВЕРА И СЛОВО»

С 28 по 31 октября мне случилось представлять нашу  епархию на VIII Международном  фестивале «Вера и слово».

К участию в фестивале, тема которого «Церковь и информационная открытость общества»,были приглашены: сотрудники и руководители  информационных подразделений, отделов по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, пресс-секретари епархий Русской Православной Церкви, главные редакторы и представители православных СМИ и епархиальных  медиапроектов.

Мне приходится  иногда писать статьи на епархиальный сайт и в городскую газету. До сих пор не оставляет мысль:

« осознала ли до конца свою ответственность за связь Церкви с внешним миром, за представление позиции нашей Церкви перед лицом  общественности».  Интересные мысли в связи с этим содержатся в Первосвятительском слове на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками фестиваля. «Информационные войны стали реальностью нашей жизни. Это состязание, это конкуренция, это борьба…»По его словам любые оценки происходящего в стране, в мире, в Церкви должны нести в себе задание свидетельства о Христе, о Церкви, о спасении не словами церковной проповеди, а присущими современной журналистике словами, мыслями, философскими категориями и, конечно, искусством речи.

Главная цель и задача здесь — никогда не отрывать свое профессиональное дело от этого свидетельства. В этом смысле налагается определенная ответственность пред Богом. «Если вы берете на себя смелость и ответственность представлять Церковь, если вы сознаете, что вашим главным делом является свидетельство о христианской истине, то в соответствии с этим должна выстраиваться и стратегия, и тактика вашей деятельности. Кроме того, от этого зависит не только стилистика изложения ваших мыслей, но и дух, который вы вносите вместе со своим посланием миру»

Перед прибытием на фестиваль случилось побывать в древней обители – Свято-Николо-Шартомском монастыре,. Место, где находится монастырь очень живописно. В монастыре текут две жизни. Обычная житейская и другая: в молитве, посте, богомыслии и в борьбе со страстями. В одежде монахов есть мантия в знак того, что все члены тела у монашествующего мертвы для них. Но дух  жив. Его главная миссия восстановить союз Бога с человеком, возвратить человека к состоянию, утраченному в результате грехопадения. Часто смотрю теперь здесь на Дальнем Востоке видеозапись Богослужения в монастырском Храме в честь Казанской иконы Божией Матери: Владыка из алтаря, озарённого светом,  благословляет всех молящихся, В Храме сумрачно,  свет от фотоаппарата скользит по стенам, расписанным палехскими иконописцами. В центре Храма стоит братский хор. Слаженно и проникновенно звучат слова песнопения: «Господи, к тебе прибегох, научи мя творити волю Твою…»

В монастырь помолиться приезжает солист Большого театра народный артист Владимир Моторин. И там под сводами Храма в окружении братии «жертва вечерняя…» звучит как молитва. Через глубокую искреннюю молитву человек учится просто и праведно жить. Не только для братии, но и для мирян монастырь – кладезь благодати святого духа. Так получилось, что сразу после фестиваля Господь сподобил меня стать участницей 22-ого Всемирного Русского  Народного  Собора.  Сижу на праздничном концерте и слышу знакомый голос народного артиста России Владимира Моторина: «Благословляю вас, леса…» П. И. Чайковский на стихи А.К. Толстого.

Святейший Патриарх  говорил о том, что надо отличать шумы от сигналов. Сигнал нужно не только услышать — его надо понять и передать без искажения. Мы получаем сигналы, очень мощные, от нашего духовного наследия, но как важно свое собственное чувство, собственное религиозное переживание, полученное в результате воздействия столь мощных сигналов, так передать людям, чтобы они разделили с вами часть вашей жизни, ваших мыслей и, самое главное, вашу веру! В этой связи хочется отметить, что в жизни ничего случайного не бывает, во всем открывается глубокий смысл, в духовном мире существуют удивительные связи. С Дальнего Востока в Москву мне случилось приехать накануне Дня памяти прп. Сергия Радонежского.  По дороге в Троице-Сергиеву Лавру в голову приходили сомнения: народу будет много, где найти ночлег, чтобы отдохнуть от длительного перелета. По приезде же  в обитель преподобного под звуки песнопений вечернего Богослужения, доносившегося из открытой двери  Троицкого Собора все это «выветрилось» стремлением приложиться к открытым мощам святого. А, когда летела на Дальний Восток,  в аэропорту встретила детей из детдома, ожидавших самолет в Приморье. Двое из них спорили, как  правильно поставить ударение в слове «Куликово» поле. Они, как, оказалось,  были там. Мы просто поделились друг с другом впечатлениями от посещенных святынь. А для них было открытием, что перед битвой на Куликовом поле князь Дмитрий Донской отправился в  Троице-Сергиеву Лавру за благословением к прп. Сергию Радонежскому, попросил у него двух воинов монахов и одержал победу, не смотря на  то, что  вражеское войско было четверицею больше русского.

Судя по рассказам детей, им понравилось в Оптиной пустыни, может быть, приведет их Господь и в Троице-Сергиеву Лавру. Рассказала им о том, как прп. Сергий объединял князей, потому что понимал, что сила государства в единстве.

Среди главных задач фестиваля такие, которые связаны с единством церковной и общественной мысли:

объединение церковной и светской журналистики, сотрудничество Русской Православной Церкви и современного общества.

Организацией и проведением фестиваля занимался Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Уже в день приезда состоялась встреча с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой.   Его выступление прозвучало также сразу после официального открытия фестиваля. Он  отметил,  что   мы собрались в непростое время.   И у нас  есть возможность  обсудить те проблемы, которые сегодня существуют.

Пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник  Александр  Волков поведал  собравшимся  о том, что журналисты за 10 лет освоили язык, на котором говорят все. Доступность информации сделала ее неотъемлемой частью нашей жизни. Он обратил внимание на большое значение информационной работы Русской Православной церкви

Председатель союза журналистов Владимир Геннадиевич Соловьев отметил, что светские журналисты не всегда понимают, как правильно писать на церковные темы. Например, о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархом.

В формате панельной дискуссии были высказаны разные точки зрения по вопросу «Миссия в социальных медиа». Среди главных моментов  можно отметить следующие: общество ждет искреннего откровенного  честного разговора. Надо говорить истину. Не бояться дискуссий.

Интересно прошла работа  Круглого стола «Реагирование в кризисных ситуациях».

 К присутствующим обратился пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник  Александр  Волков. Он обратил внимание на то, что в кризисных ситуациях  важно сразу находить оперативное решение. Мы живем в такое время, когда фундаментальные ценности, которые поддерживает церковь, подвергаются критике. Приходиться говорить то, что порой не хотят слышать. Патриарх обращается с проповедью. Эти слова подхватывают журналисты и подают в своем ключе. Порой начинают остро критиковать. При отсутствии  своевременного ответа приходится догонять. Часто опускаются какие-то важные моменты.

При информационном скандале нужна солидарность мирян. Порой не хватает активной команды. Иногда проявляется другая крайность.  Активные миряне выступают агрессивно. Во всем нужна мера. Так сложилась ситуация вокруг фильма «Матильда». Было много выступающих из разных регионов. Возникали такие вопросы, как: что делать, если оскорбляют образ, которому мы молимся? Что лучше молчать или скандалить?

Необходимо было вывести все это из церковной площадки.

Создатель фильма в данном случае неискренний человек. Фильм снят плохо, провалился в прокате. Здесь была попытка затянуть церковь на чужую площадку. Хотели заставить священнослужителей оценить псевдокультуру с амвона. От церкви ждали ответа, оценку того, что ей чуждо.     Важно правильно оценить ситуацию. Мы в силах перевернуть ее. Иногда целесообразно пригласить специалистов из Москвы.

На встрече с первым заместителем председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александром Щипковым прозвучали такие важные мысли, как :

«Униаты, американцы, протестанты работают открыто против церкви …»                                                                 Когда читаете статью, надо видеть автора.

Если обратиться к теме, связанной с патриархом константинопольским  Варфоломеем, необходимо  помнить, что существует религиозный расизм, греческий национализм. Он модернист, человек секулярного сознания.

Важно состояние верующего. Когда приходит возмущение, раздражение, я побежден. Только в спокойном состоянии Господь посылает нужные мысли для доказательства истины…

Православие- основополагающая культура. Мы хозяева мира и Христос с нами. Задали вопрос: «Как преподавать  ОПК, когда нет кадров»? Ответил: «Надо». Я в церкви, меня спрашивают. Я готов отвечать? – нет, должен отвечать – да.

Если говоришь искренне, не важно, какими словами, люди верят…

Наверное, никого не оставила равнодушными Презентация Натальи  Родомановой  проекта «Храм78». Православный символ Санкт-Петербурга», задача которого  свидетельство  о национальных ценностях.

В рамках проекта из трёхсот петербургских храмов было отобрано 78, являющихся архитектурными и историческими доминантами города. Мне сразу вспомнились храмы, которые удалось посетить во время пребывания в центре России и даже по дороге на фестиваль:  Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли , Собор Дмитрия Солунского во Владимире,  Суздальский Свято-Покровский Женский монастырь, Владимирский Успенский кафедральный собор, храм Рождества Богородицы в Боголюбове, Дворцовый Собор Боголюбова, Сретенский монастырь в Москве.

Однажды ночью, это было летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией. Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея «попом Микулицей» (Николаем) в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».

В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины.

Таким образом Царица Небесная впервые явилась на Руси и указала место для новой столицы. Князь Андрей остался на княжении во Владимире. В 1158–1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. Учрежденный Андреем Боголюбским праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Первым храмом, посвященным новому празднику, был Покров на Нерли (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема. Впервые в ходе пребывания на этой земле Господь сподобил меня быть  в этом Храме  во время праздника Покрова.

К концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону – ее главной святыней.

Интересно были организованы  встречи с директором Департамента информации и печати МИД РФ Марией Захаровой (в формате телемоста), с генеральным директором ТК «Спас» Борисом Корчевниковым и его сотрудниками и другие встречи и мастер-классы.

Сразу после закрытия фестиваля Господь привел меня поучаствовать   на XХ Всемирном русском народном соборе. В самом начале торжественного открытия собора под торжественное молитвенное пение  на сцену вышли  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент России Путин Владимир Владимирович. Все присутствующие в зале  тепло встретили их аплодисментами. В их речах кажется важным каждое слово.

Собор и фестиваль – это действительно уникальная платформа для открытого диалога между властью, обществом, церковью, учеными и политиками. Это фабрика мыслей, где рождаются  решения.  Президент Путин Владимир Владимирович в своей речи выразил надежду: «голос России в мире будет звучать достойно и уверенно. Это определено нашей традицией, нашей внутренней духовной культурой, самосознанием и самой историей нашей страны».

Праздничный концерт завершил Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» в исполнении Детского хора Большого театра России. На первом ряду сидел Патриарх  Кирилл, а за ним посланцы из всех уголков России. Еще со студенческих лет хорошо помню слова этого произведения. Здесь они пришлись так кстати: Славься, славься ты, Русь моя!

Славься ты, русская наша земля!

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша родная страна!

Славься, славься из рода в род

Славься великий наш русский народ!

Врагов посягнувших на край родной

Рази беспощадно могучей рукой!

Вот он, наш Кремль!

С ним вся Русь! С ним весь мир!

Пой весь мир!

Веселись, русский люд!

Песни пой!

Светлый день, весёлый день для нас настал!

Наш день настал.

Аверина Н.Г.

 

Просмотры(0)