СВЯТОЙ ДЕНЬ ДУХОВНОГО ОЧИЩЕНИЯ

19 января во всех православных храмах отметили один из Великих двунадесятых Светлых праздников — Крещение Господне.

В этом году я, человек весьма далёкий от церкви, решила не просто написать об этом статью, но и принять участие в праздничных Крещенских мероприятиях. И, по свойственной мне привычке, дабы не ударить в грязь лицом и не посрамить родную газету, стала готовиться.

Почитав специальную литературу, поняла, что с наскока сей барьер мне не взять — нужны годы и годы, а ещё внутренний, духовный настрой. Чтобы хоть как-то разобраться с азами, требовалась помощь профессионала. (Заранее прошу прощения у всех, кого покоробят мои неправильно подобранные слова: я изо всех сил старалась быть деликатной, но моя почти нулевая осведомлённость в этом вопросе вносит свои коррективы. Я ни в коем случае не желаю оскорбить чьи-либо чувства!)

Таким профессионалом, с готовностью откликнувшимся на мою просьбу, несмотря на загруженность, стал иеромонах Севастиан — настоятель Свято-Троицкого храма районного центра. Два незабываемых часа живой беседы позволили мне узнать о некоторых традициях Святого Праздника и по-другому взглянуть на многие вопросы.

Если вы, уважаемые читатели, думаете что я «прозрела», — ошибаетесь. Каждый ответ на вопрос породил ещё дюжину новых. Но, как ни странно, сумятицы в душе не наблюдалось, а возникла потребность, не откладывая на завтрашний день, продолжать изучение вопроса. А вот моим коллегам, более продвинутым в вопросах веры, и отцу Севастиану, пришлось не просто: я периодически отрывала их от дел, обращаясь за консультациями и разъяснениями. И вот что у меня получилось в итоге.

Что же такое Крещение?
(Часть первая)

В Библии говорится о том (простите мой вольный перевод), что Крещение – это христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелию, явилась Святая Троица: на Иисуса сошёл Святой Дух в образе белого голубя, а небесный глас Отца провозгласил Христа Сыном Божьим.

Следует отметить, что Иисуса Христа крестили в тридцатилетнем возрасте. Так принято было в стародавние времена, считалось, человек должен осознано прийти к вере. В наше время обряд крещения не устанавливает возрастной ценз.

Крещение в православии — это великий двунадесятый праздник. Что такое «двунадесятый»? Название это возникло от славянского «двунадесять» — «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи и отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Многие из этих праздников вам наверняка знакомы: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

Главная традиция Крещения Господня — освящение воды. Воду освещают дважды: накануне, в Крещенский Сочельник (18 января вечером), и непосредственно в день Богоявления – 19 января сразу же после Божественной литургии. Освящают естественные источники, а, если нет такой возможности, то делают это в храме.

 

Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую купель, называемую в таком случае «иорданью», вырубленную в виде креста. Освященная вода называется «великой агиасмой», то есть великой святыней. Считается, что на Крещение вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Для науки остаётся загадкой, почему крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться длительное время. Поэтому крещенскую воду во все времена использовали для лечения тяжелобольных, освящения храмов, домов… Одним словом, считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос. Вода, взятая в крещенскую ночь из любого водоёма, обладает целительной силой.

 

И самое главное: помните, что 19 января святую воду можно пить весь день, а дальше её нужно употреблять только в случае крайней необходимости и не использовать для бытовых нужд. Набирать много крещенской воды — грех, потому, что крещенская вода – это духовное лекарство. Хранить святую воду рекомендуется в доме, лучше всего возле икон.

В последнее время крещенские купания в прорубях приняли массовый характер. Считается, что это даёт очищающую для души и тела силу.
Помните, что купание в иорданях – дело добровольное. Для христиан на Крещение всегда самым главным было посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.

Помните, что окунуться в крещенскую прорубь – это не «совершить подвиг», а прочувствовать религиозный смысл этого действия. Перед этим было бы не лишним получить благословение священника.

Помните, что омовение в крещенской воде автоматически не очищает от грехов. Другими словами, нырять в крещенскую воду нужно с чистыми и добрыми мыслями, поскольку обливание в ледяной купели само по себе благодати не принесёт.

Помните, что, окунаясь в воду, необходимо трижды перекреститься со словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».

Вот так, очищенные святой водой, со светлыми помыслами и благословленные на добрые дела наши предки в последующие за Крещением дни вступали во время веселья и досуга. Молодёжь собиралась на вечерницы, семьи ходили друг к другу в гости. Начинался свадебный сезон. А сколько существовало традиций празднования Крещения Господня, а сколько примет! Святой день духовного богатства светлым лучиком отражался во всём многообразии жизни. Так было раньше! И очень хочется, чтобы так было всегда.

Приход православный – единая семья
(Часть вторая)

Повсеместно накануне Крещения Господня, в Крещенский сочельник, православные собираются в храмах. «Крещенский сочельник» — название народное. В церкви принять говорить «Навечерие Богоявления». «Навечерие» обозначает день, предшествующий празднику. Ну, а то, что праздник Крещения Господня имеет ещё одно название «Святое Богоявление», мы с вами уже запомнили.

В больших городах во избежание массового скопления народа, особенно сейчас, во время пандемии, священные события Крещенского Сочельника и Крещения Господне перекликаются. Поэтому можно посетить храм в любой из этих дней.

Навечерие Богоявления в Свято-Троицком храме с. Троицкое прошло традиционно. Утром состоялось богослужение со звучным названием «Царские часы», а вечером – праздничное вечернее богослужение – «всенощное бдение».

И уж, коль мы с вами пытаемся разобраться в азах христианских традиций, давайте уточним, почему «часы» называется «Царскими».

Первое, что приходит в голову непосвящённому человеку, такому, как я – праздничная, торжественная и очень красивая церемония. А как на самом деле? Все мы знаем, что вера на Руси была принята от Византии, от неё же к нам пришли и богослужебные традиции. В Византии было принято присутствие императора во время совершения Великих часов. Русские цари эту традицию поддержали: принимали участие в богослужении, читали молитвы.

С «царскими» разобрались. А теперь уточним что же такое «часы», хотя и так понятно, что речь идёт не о механизмах, фиксирующих время. Часами называют четыре последовательных вседневных богослужения. Но есть ещё часы царские, великопостные и пасхальные. Совершаются великие часы три раза в год: в Рождественский сочельник, Крещенский сочельник и в Великую Пятницу. Следует заметить, что Царские часы присутствуют только в Русской Православной Церкви, в других Церквях они называются Великими.

К сожалению, в Рождественский сочельник на утреннее богослужение в храме с. Троицкое собралось не очень много прихожан – все-таки будний день. Признаюсь, что в Крещенский сочельник я тоже не посещала храм. Всё происходившее знаю со слов прихожан.

А вот на Божественную литургию в самый день Крещения Господня я пришла. Пришла непосредственно перед началом. Первые впечатления: праздник чувствовался во всём: в украшенном помещении, атрибутах, а самое главное — в поведении и настроении прихожан. Неторопливость, сдержанность и торжественность – вот первые слова, которыми бы я охарактеризовала минуты предвкушения праздника.

Но вот всё началось: красивое песнопение (выше я предупреждала вас, уважаемые читатели, что не знакома со специальной терминологией и поэтому использую словарный запас обывателя-дилетанта), проповедь иеромонаха Севастиана, и снова песнопения. Красивые голоса вплетались в слова молитвы, прихожане вторили им, молились. А я с первых минут богослужения словно оказалась одна в храме. Я, невидимые певцы и голос священника, ведущего службу. Меня словно выхватил луч света, отрезав от окружающих. По щекам буквально всю церемонию текли слёзы. При этом я была абсолютно спокойна и как бы «выключена» от всех своих проблем и забот, ни о чём не думала. Вот когда я осознала значение слова «умиротворение».

В какой-то момент всё прекратилось, как оборвалось. Не без сожаления я вернулась к действительности. С удивлением поняла, что храм буквально переполнен — оба помещения с трудом вмещали прихожан.

Святая вода набиралась ими в ёмкости, обещая, что вместе с ней в помыслы, дела и поступки прихожан снизойдёт благодать.

БЛАГОДАТЬ. Именно так я бы назвала и своё мироощущение в тот момент, когда после благословления батюшки покидала храм.

 

Саша Лемза.