Воспитанники летней смены воскресной школы храма святого праведного Феодора Ушакова г. Советская Гавань окунулись в историю двух великих церковных праздников

Аверина Нина Генриховна, директор воскресной школы.

Так получилось, что на очередное занятие Воскресной школы, что при храме святого праведного воина Феодора Ушакова в г. Советская Гавань, мы пришли в День отдания праздника Преображения Господня и накануне празднования  Успения Пресвятой Богородицы. В храме на центральном аналое еще лежит икона Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Прошлое занятие было посвящено этому великому празднику. Мы сравнили иконографию этой иконы с той, которая находится на иконостасе в праздничном ряду .  Они похожи. Великие двунадесятые праздники отражают события Священной истории. Известно, что Господь, живя на земле, не совершал никаких случайных дел, знамений или чудес. Каждое чрезвычайное событие, описанное в Евангелиях, обязательно имеет поучительный смысл и нравственное назидание тем, кто еще на пути в Небесное Царство.

В центре иконы Спаситель в белых одеждах. В Евангелие говорится о том, что незадолго до своего распятия  Иисус Христос  поднялся на гору Фавор вместе со своими ближайшими учениками ПетромИаковом и  Иоанном, и они увидели божественную природу Христа. Иисус преобразился перед апостолами, лицо его просияло, а одежды стали белыми как снег. Видно, что само событие происходит на горе. Оказывается, гора называется Фавор, что значит свет и чистота.

Преображение Иисуса Христа показывает соединение в Божием Сыне двух природ – Божественной и человеческой. По толкованию Святых Отцов, Преображение произошло в знак будущего преображения всех людей в Царствии Небесном. Символично здесь и явление пророков Ветхого Завета – Илии и Моисея. Известно, что пророк Моисей умер своей смертью, а пророк Илия был взят с плотью на небо.

Мне случилось побывать на Святой Земле как раз в праздник Преображения Господня. При просмотре слайдов обратила внимание детей на одну невзрачную, но важную фотографию. На ней запечатлено облако. Рассказала детям о том, что в течение всех десяти дней пребывания на Святой Земле небо было ясное, совершенно безоблачное. Думала, как тут появиться  облаку даже в день праздника. И во время ночного Богослужения тоже ничего не почувствовала и не увидела. И только на рассвете, когда уже спускалась с горы Фавор, вдруг увидела долгожданное облако и поспешила сфотографировать его.

Уже не в первый раз после рождества Христова происходит явление Единого Бога через Святую Троицу. Первое аналогичное событие произошло в день Крещения Иисуса Христа, когда при сошествии Святого Духа был всеми присутствующими услышан голос Отца, признающий Своего Сына в Иисусе Христе. То же самое происходит и на Фаворе, когда Бог Отец из облака призывает слушать Его учение. Так произошло Богоявление, то есть открытие людям Лиц Святой Троицы.

В событиях праздника, описанных святыми Евангелистами, показана власть Сына Божия над жизнью и смертью, Его царское владычество над небом и землей.

Нашли на иконостасе икону и праздника Успения Божией Матери. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из «Сказания об Успении Богородицы».

Предложила детям посмотреть видеозапись  поездки на Святую Землю. Вот мы и решили отправиться в заочное путешествие на Святую Землю. Запись велась прямо из окна автобуса, говорю детям:  «Представьте, что вы тоже сидите в этом автобусе и просто смотрите в окно». Это как-то сразу оживило восприятие. Мы направились в Иерусалим и остановили запись там, где был дом родителей Иоанна Богослова. Приближается великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, на горе Сион в доме у апостола Иоанна Богослова жила и преставилась Пресвятая Богородица.

О Пресвятой Богородице, от которой воплотился Сын Божий,  интересно знать все.  Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была – читаем у него – роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего; волоса златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-чёрные, нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные.

В Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая красота телесная, но особенно совершенства Её души. Это как раз то, к чему и нам необходимо стремиться.    Она была свята телом и духом. Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь степенная, твёрдая; взгляд строгий, соединённый с приятностью; тиха и покорна родителям; речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца. Церковный историк Никифор Каллист так пишет о  нравственном образе Пресвятой Девы: Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далёкая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что ещё и теперь доказывает священный головной покров Её. Коротко сказать: во всех Её действиях обнаруживалась особенная благодать.

Проживая в Иерусалиме, Богородица посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил и сообщил что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы она была готова к своему смертному часу, архангел возвестил ей

Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангеламихерувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа

Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия».

Иконы Преображения Господня и Успения Богородицы чем-то похожи. На обеих иконах мы видим Спасителя в Божественной славе. И действительно, по преданию Успения Богородицы известно: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».  А в белых как снег одеждах на этой  иконе Спаситель держит душу Пресвятой Богородицы.

Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим в Гефсиманию для погребения. По просьбе Фомы, которого не было на погребении Марии, апостолы открыли гроб на третий день. В нём не оказалось тела Богородицы.

Заканчивая  свое путешествие, мы можем сказать, что главным событием праздника является не окончание жизни Богородицы, а ее воссоединение в раю с сыном – Иисусом и переход от конечной земной жизни к вечной, небесной.

Называя смерть Богородицы «успением», мы подчеркиваем ее безболезненность и легкость, присущую сну.

Церковь исповедует, что святые, переселившиеся к Богу, не забывают о нас и с небес посылают свою помощь просящим. Через икону «Успение» Богородицу в молитвах благодарят за Ее высокое покровительство и защиту.

На иконостасе изображена церковь торжествующая. Здесь Спаситель, Богородица, святые. Они находятся в Небесном  Царстве.  А мы все православные христиане, живущие на земле, составляем церковь воинствующую.  Цель нашей  земной жизни  подражать  святым и стать наследниками Царствия Небесного.