Изучению катехизиса, посвящена летняя смена в детской воскресной школе при храме святого Феодора Ушакова г. Советская Гавань

Директор воскресной школы Нина Гениховна Аверина.

Впечатлениями делится воспитанник воскресной школы.

Так  получилось, что на очередные  занятия воскресной школы мы собрались  в  День рождения свт. Николая.

Он является Небесным Покровителем одного из воспитанников Воскресной школы.

5 августа на престольном празднике мы выступили с театрализованным представлением, в котором  объединили темы «Крещение Руси», «Русское воинство» и «Святой праведный воин Феодор Ушаков». В ходе занятия посмотрели по видеозаписи, что удалось, что не удалось и что надо взять для себя на вооружение.

В настоящее время мы изучаем катехизис. В содержании учебника, автором которого является свт. Филарет Дроздов, три основные части. Они так и называются: вера, надежда, любовь. Эти части тесно между собой связаны. Первая часть о том, как надо верить в Бога, вторая, как правильно молиться  и в третьей говорится о заповедях Божиих.

Изучение катехизиса мы начали с первой части.  Вера…Мы начали рассуждать. Оказывается, печь куличи, красить яйца, даже купаться в проруби – это только наши традиции. На то,  во что нам надо верить кратко, но емко указывает Символ веры. Мы уже знакомы с этой молитвой. Но и теперь многое открывается в его словах.  Действительно даже самые первые слова: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя таят в себе глубокий смысл. Во «единого» — Мы исповедуем единобожие. Бог по существу  Един, но в трех лицах. В истории Руси было время, когда люди поклонялись различным идолам. Неслучайно в нашем праздничном сценарии есть обращение к великому князю Владимиру:

Негоже храброму и сильному народу

Жить в темноте.

Пора ему почувствовать свободу

От идолов слепых и безучастных,

Камней обычных, мертвых и безгласных.

«Вседержителю» — это слово говорит о том, что Бог все держит в своих руках. Он же не говорит нам: делайте, что хотите… . Значит, следует отбрасывать все поводы для уныния. За всем Он смотрит, следит, нам только, главное, постараться в этом Ему не мешать, выполнять Его святую волю…

«Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым….Удивительно то, что Творец отличен от Своего творения, Его нет внутри этого творения. Также как, например, в фотографии, нет самого фотографа. По фотографии мы можем только догадаться о каких-то его характеристиках, свойствах: он искусен, имеет какой-то стиль… Но самого фотографа мы не узнаем, пока он сам не явится к нам. Интересно, что источником знаний о Боге является Сам Бог. Рассматривая Его творения, мы можем только свидетельствовать о Его каких-то свойствах.  Например, Бог открыл нам о себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух или то, что Бог всеблагой. Он любит нас всех, как никто из людей. Он сотворил нас и теперь заботится о нас, как о Своих детях: сберегает наше здоровье, охраняет от несчастий, доставляет все, что нужно нам для жизни, и делает все, чтобы привести нас к вечной жизни, к вечному блаженству в Своем Царстве. Бог хочет всем блага. И апостол Иоанн говорит: «Бог любы есть».

И в нашем сценарии великий князь Владимир, спрашивает  славных и мудрых мужей об истинной вере. Они  были у   болгар, немцев, хазар… И нигде не понравилось им, кроме Храма Святой Софии.

Я жду от вас решающего слова:

В чем этой веры главная основа?

И получает  ответ:

Познали мы учение Христа,

В нем главное – любовь и чистота,

С тех пор мы повторяем вновь и вновь:

«Любовь, любовь, христианская любовь!

Любить людей, как самого себя,» –

Так на вопрос тебе отвечу я.

Вера может рассматриваться не только  как доверие, а как источник знаний, которых можно достигнуть. Если нам нужно пройти через горный хребет и выйти к морю, для этого понадобится карта и компас. Для того, чтобы отправиться в путь нам надо поверить, что компас неигрушечный, у земли есть магнитные полюса, компас будет указывать нужное направление, карта, которую нам дали, не подложная, а правильная. Поверив, мы пойдем по этому пути, выйдем к морю. Вот тогда наша вера превратится в знание. Вот так и нам надо пройти земной путь.

В тропаре свт. Николаю  дается такая характеристика: « Правило веры…». Значит, он правильно верил, так, как надо верить. Действительно, при жизни  он сумел угодить Богу, стал святым. Нетленные мощи, чудеса— это признаки святости. Вспоминаем стихи:

По градам, по селам и долам,

По нивам, лугам и лесам

Идет седовласый Никола

И всюду творит чудеса.

 

Укажи мне такую обитель

И найди хоть один сельский Храм,

Где бы этот великий Святитель

На иконе не виделся нам.

На занятии, рассматривая презентацию, мы решили отправиться в заочное путешествие в древнюю обитель – Свято-Николо-Шартомский  монастырь.   Обитель и главный Собор названы в честь святителя Николая. Классический пятиярусный иконостас в Соборе украшается резьбой в древнем стиле. В местном ряду иконостаса есть икона с клеймами — эпизодами  жития Святителя Николая.  Она выполнена иконописцами Палеха. На слайде  фотография иконы.  Читая житие Святителя Николая, можно узнать все, что изображено на клеймах

На 1-ой клейме иконы  рождество свт Николая.  Святитель Николай родился в IV в. в Малой Азии в Ликийской стране в городе Патары) По своем рождении, еще в купели крещения он три часа простоял на ногах, никем не поддерживаемый, воздавая сим честь Пресвятой Троице, великим служителем и предстателем Которой он явился впоследствии. В нем можно было узнать будущего чудотворца даже по тому, как он приникал к сосцам матери; ибо он питался молоком одной правой груди, знаменуя тем будущее стояние свое одесную Господа вместе праведными. Свое изрядное постничество он проявил в том, что по средам и пятницам вкушал молоко матери только один раз, и то вечером, по совершении родителями обычных молитв. Отец и мать его весьма сему удивлялись и провидели, каким строгим постником будет сын их в своей жизни. Привыкнув от младенческих пелен к такому воздержанию, святой Николай всю свою жизнь до самой кончины проводил среду и пятницу в строгом посте. Вырастая с годами, отрок возрастал и в разуме, совершенствуясь в добродетелях, коим был научаем от благочестивых родителей Феофана и Нонны.

2-ая клейма иконы изображает такое чудо. Свт. Николая:  он  простоял в крестильной чаше 3 часа, предзнаменуя этим свою будущую веру в Святую Троицу.

Слайды-фотографии фресок, изображенные на северной стороне собора  тоже рассказывают нам о чудесах Святителя Николая.

Например, о том, как правитель Ликийской страны, подкупленный завистливыми и злыми людьми, осудил на смерть трех ни в чем не повинных мужей. .Узнав об этом, Святитель Николай прибыл на место казни как раз вовремя.. «Осужденные мужи со связанными крест на крест руками…протянули обнаженные шеи и ожидали удара меча… …Святитель без всякой боязни вырвал из рук палача меч…и…освободил осужденных…никто не смел его остановить, потому что слово его было властно и в действиях его являлась божественная сила…Долго умолял правитель простить его и только тогда, как он с великим смирением и со слезами осознал свой грех, Христов угодник даровал ему прощение».

Множество чудес совершено святителем Николаем и по его кончине.

В половине VIII века при греческом патриархе Афанасии совершилось следующее чудо. Святитель Николай явился в видении благочестивому старцу Феофану, велел ему заказать три иконы: Спасителя, Богородицы, Святителя Николая, представить их патриарху и всему собору. Патриарх,, видя написанные иконы, велел вынести образ Cвятителя, говоря: «Неудобно ему стоять в ряд со Христом и Пречистою». На следующее утро случилось патриарху плыть в открытом море. Поднялась буря, корабль опрокинулся и все упали в воду. Утопая,  патриарх Афанасий вспомнил свой грех перед  святителем Николаем и стал ему молиться. Внезапно явился Святой Николай, шествуя по морю как по суше, приблизился к патриарху и взял его за руку со словами: «Афанасий, или тебе понадобилась в бездне морской  помощь от меня, происходившего из простых людей!… Не бойся, брат, вот избавляет тебя рукою моею Христос.»)

Эпизоды жития святого, изображенные на клеймах, фресках Никольского Собора показывающие святость  жизни Николая Угодника, крепость его  веры поучительны для нас.

Интересно то, что слово «Богатый» указывает на такого человека, который любит и несет в себе Бога. Например, святой богатырь Илья Муромец. В сценарии мы показали, как он и другие русские воины, например, святой Феодор Ушаков любили и защищали свое Отечество. Нам надо учиться такой любви. И если мы кого-то любим, стараемся как можно больше узнать о нем. Надеемся, что, изучая  катехизис, больше узнавая о Боге будем приближаться к Творцу и любить ближних.