Спектакль Воскресной школы храма св. Феодора Ушакова «Петр и Феврония»

7 июля в библиотеке им. Горького в г. Советская Гавань состоялась встреча, посвященная Дню памяти святых Петра и Февронии /8 июля/. Она объединила детей, родителей, прихожан Храма в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. Святые Петр и Феврония входят в состав владимирских святых, память которых празднуется 6 июля в День памяти Владимирской иконы Божией Матери.

Как-то преосвященнейший Савватий епископ Ванинский и Переясловский, присутствовал на одном из спектаклей «Петр и Феврония», поставленном воспитанниками Воскресной школы при Храме в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. Он обратил внимание на то, что такие проблемы современного общества, как высокая детская смертность, и пьянство, и наркомания, недостаток патриотизма – все это упирается в недостаток любви, потому что общество больно. Для исцеления общества должны создаваться здоровые семьи. Семья это основа общества. А в основе семьи может быть только любовь, любовь христианская. Еще он предложил найти сказание о Петре и Февронии и прочитать, потому что там мудро, глубоко об этом написано. Это один из литературных памятников наряду со знаменитым «Словом о полку Игореве» и «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона.

На беседе с крещаемыми и прихожанами Храма в честь святого праведного воина Феодора Ушакова мы обратились к этому произведению. Интересна история его создания. Из летописи известно, что в 1222 году представился муромский князь Давид /в миру –Петр/. Прославление муромских святых Петра и Февронии началось рано. Чудотворения – один из признаков святости начали происходить после их кончины. Общерусская канонизация их начинается в 16 в. Стараниями митр. Макария в 1547 году проходил собор Русской Православной церкви. К этому собору митр. Макарий заказал древнерусским книжникам новые редакции житий. Ермолай Еразм взялся написать житие святых Петра и Февронии, но получилась повесть. Митр. Макарий посчитал его неканоническим и не поместил в знаменитые минеи четьи.

Непросто, по словам профессора Ужанкова А. Н., доктора филологических наук, теоретика русской литературы и культуры нам, современным людям, понять смысл этой повести. Любое древнерусское творение начинается с молитвы. Древнерусский книжник, когда писал, обращался к Богу. Самое высокое творчество для древнерусских писателей это – искусство жить, стяжать благодать отсечь свою волю. Человек не выражает собственное мнение, а ему важно отразить и, записать словеса, которые снисходят свыше. Он просит у Бога вразумления. Чтобы сами Петр и Феврония дали нужные слова.

В Христианской церкви немного супружеских пар, чтобы были канонизированы и муж и жена. Существуют разные пути святости. Святые благоверные князь и княгиня. В чем их духовный подвиг?

Княжеская власть в древней Руси осмысливалась как Богом данная. У Бога власть над миром горним, у князя или царя – над миром дольним. Если власть от Бога, то княжение – служение Богу.

О житие святых Петра и Февронии, согласно сказанию, с показом призентации рассказала сотрудник библиотеки И. И

Цель детского театролизированного представления — в какой-то степени противопоставить проблемам современного общества. вечные нравственные семейные ценности . В содержании спектакля юноша и девушка, размышляя о том, как строят свои отношения Петр и Феврония выявляют эти ценности .

Это театрализованное представление начинается с вальса под музыку песни «Ангел»

Движения простые, не совсем слаженные, но что-то приковывает взгляд, вызывает чувство нежности. Может быть, белоснежные строгие костюмы девочек, символизирующих чистоту, кротость и благоговейные жесты мальчиков?

Современный юноша в спектакле делает девушке предложение и ждет ответа. Девушка не спешит дать ответ. «Создать семью не так трудно, — рассуждает она, — важно ее сохранить до конца жизни. В жизни приходится преодолевать много испытаний. Это непросто. Кто может в этом помочь?

«Я знаю, — отвечает юноша: Муромских святых Петра и Февронию. Они покровители семьи. Нам надо отправиться в город Муром и познакомиться с житием этих святых.

Решение проблемы подсказывают и слова песни о Петре и Февронии, которую дети поют в спектакле под фонограмму: «Жизнь во все времена похожа, те же требы у каждого века, то же горе и счастье то же, искушенья у человека». Нравственные семейные ценности во все времена одни: надежда, любовь и вера и верность друг другу до гроба и за гробом тоже примером они нам сияют оба – об этом тоже поется в песне. И еще она призывает просить у этих святых заступничества: «Чтобы тьма не закрыла солнца, чтоб не множилось беззаконие, вместе с нами сегодня молятся Петр и Феврония».

На экране старинный город Муром. Герои спектакля словно перенося в другое место и время.

Автор повести богослов . В предисловии находится ключ к пониманию произведения. Автор пишет, что человек создан по образу и подобию Божию. У него Образ Божий в человеке- — его безсмертная душа. Триипостасен Бог, и душа человека трехчастна. Ум соответствует Богу Отцу, слово – Сыну Божию, и у каждого говорящего человека сходит дух – Святому Духу. Ум, как Бог Отец, начальствует, руководит словом и духом. Основная тема всей древнерусской литературы – это спасение души. Человек рождается умным, потом становится разумным. В повести происходит столкновение ума и разума.

На экране старинная изба, звучит русская народная музыка, на сцене девушка / Феврония/ прядет. К ней приходит слуга князя, просит его исцелить.

Феврония и умна и разумна. Ум плюс разум – мудрость. Она знает точный диагноз князя – гордыня, которая лечится только смирением. «Аще будет мягкосерд и смирен в ответах, то будет здрав. Если не смогу быть ему супругой, то не подобает мне его лечить», — отвечает девушка слуге князя.

Феврония хочет исцелить князя. Но почему девица ставит условие: будет князь здоров, если возьмет ее в жены? – спрашивает юноша и получает ответ: «Мудра суща сия девица» Говорит она простым языком, но ее слова таят глубокий смысл. Девушка вовсе не желает выскочить замуж за князя. Действительно, муж и жена да будут едина плоть. Февронии нужно стать лечить второй половинкой, чтобы спасти душу князя. . Она готова связать свою жизнь с человеком, который покрыт гнойными язвами. Феврония его и в глаза-то не видела, но знает, что нужна ему помощь. Ее любовь жертвенная, которая не ищет своего. В 13 главе деяний апостола Павла, которую называют «Гимн любви», так и сказано но об этом. «Жертва ради чего?» — спрашивает в спектакле юноша. «Ради спасения души», — отвечает девушка.

Князь сначала не хотел жениться на Февронии, но лечиться согласился. Феврония знает об этом, но берет квасные кисляжи, дует на них /действие святого духа/, предлагает помазать больные места, а один струп оставить. Он понимает, что девушка «мудрости ради хочет стать его женой» и испытывает ее: предлагает из маленького пучка льна сшить ему штаны, сорочку и полотенце. Феврония со смирением берет это, но предлагает князю из обрубка полена сделать ткацкий станок. Что поразило князя: девушка отвечает так, как он. Получается по разуму она ему равна.

К утру князь исцелился и решил предложить Февронии деньги. А они ей нужны? Нет. По дороге домой князь еще больше заболел. Гордыня – духовная болезнь осталась. Со стыдом он опять возвращается к Февронии на лечение. Должна быть свобода выбора. Князь женился.

Но опять приходят испытания. На сцену выходят девочки / боярыни/. Они недовольны тем, что ими управляет «простолюдинка». Бояре предлагают князю дать Февронии денег и отпустить ее. Но князь знает евангельские слова: кто разведется с женой, не уличив ее в прелюбодеянии, сам прелюбодей. Князь выбирает остаться с женой. Она – путь ко спасению. Семья – малая церковь.

Князь загрустил, но Феврония утешает его, убеждая в том, что не во власти людей изменить что-то. Господь не оставит. Она благословила два срубленных дерева с тем, чтобы они зазеленели. Князь увидел это чудо и понял, милость Божия с ними.

На сцену выходят мальчики в боярских костюмах. В Муроме был бунт. Бояре зовут Петра и Февронию княжить в Муроме. Звучит стихотворение:

Вернулся Петр и тут отныне

Он твердо в руки власть берет.

С ним рядом верная княгиня.

Полюбит и ее народ…

Под музыку на русский танец выходят девочки. На плечах у каждой Павловский платок. Посадская шаль – это особый, исконно русский, по-настоящему народный платок, родом из подмосковного города Павловского Посада. Изучение древних традиций, предметов русской старины вызывают появление у детей живого интереса к национальным ценностям.

К созданию крепкой семьи, любви, верности призывают герои этого спектакля. Такие спектакли создают условия для появления у учащихся умения видеть и различать добро и зло, потребности жить по духовно-нравственным нормам по примеру святых. Яркий пример проявления надежды, любви и верности — святые Петр и Феврония.

На сцену вместе с героями спектакля приглашаются благодарные зрители для общей фотографии на память о встрече.