Роль Церкви в Великой Отечественной Войне

В этом году празднуется 7З-летие победы русского народа в Великой Отечественной войне.

Сквозь имена и даты уходит в век двадцатый

Как Китежград когда-то великая страна.

Уходят те, что святы: герои и солдаты,

Подвижники России, родные имена…

Слова этой песни, обращенные к ветерану войны, заставляют о многом задуматься, например,  как и для чего мы живем:

Ты все отдал России: и молодость, и силы,

И жизнь свою святую за Родину сложил.

А мы живем, не тужим, тельцу златому служим,

И головы нам кружит совсем иная жизнь…

Но самое интересное в этой песне то, что она помогает понять главное при раскрытии данной темы.  Автор песни, обращаясь к герою, так и заявляет:

«Но хочется мне верить, что дух твой не потерян…»

Действительно важнейшую роль в итоге Великой Отечественной войны  сыграл героизм народа, его самоотверженность и, главное, боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, но и верой в Бога. Здесь как раз важно отметить вклад Русской Православной Церкви в победу.

Связь между Церковью и воинством существует издавна. На протяжении многовековой истории России  Русская Православная Церковь духовно окормляла воинов. Она благословляла их на ратный подвиг, и в лихие годы это вселяло в них мужество. Во время войн Церковь особенно истово молилась о даровании побед и Божией помощи русскому воинству.

Великий князь Александр Невский перед битвой на реке Неве молился в Храме Святой Софии. Судьба всего русского государства, православной веры зависела от 20-летнего князя и силы духа его малочисленной дружины. Князь, выйдя из Храма, сказал своим воинам: «Бог не в силе, а в правде» и одержал победу над превосходящим силой врагом. Великий князь совершал дело служения Отечеству и народу с угождением Богу и  причислен к лику святых. Он — ангел-хранитель своего народа, предстатель за него перед Богом.

Всем известно, кокой вред нанесли междоусобные войны нашему государству. Святитель Серапион Владимирский видел главную причину рабского униженного положения завоеванной татарами Руси в нравственном оскудении русского народа. Жил в это время святой прп. Сергий Радонежский, созидатель народного единства.

Прп. Сергий в беседе с воином-монахом Пересветом спрашивает: «Где правда?…Господь сказал: «Не убий». Но Он же сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за  други своя…» и дает  ответ: «Когда враг угрожает тебе лично, ты можешь и стерпеть, но если смерть угрожает нашим близким, то долг твой в руки взять оружие и защитить»

Православие осуждает войну вообще. Но православие не только оправдывает, но и благословляет освободительную борьбу за свою Родину.

При общении преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским, когда он приехал к преподобному за благословением, игумен Сергий  сначала предложил: «Дай ему злато и серебро. И по смирению твоему Бог не попустит их одолеть нас». «Все это я уже  сделал, отче, да Мамай полки к Дону двинул», — ответил князь. «Тогда ожидай от гордеца гибель, а тебе князь помощь, милость и слава», —    ответил святой старец, дал в помощь двух воинов и предрек победу. Ушли на Куликово поле москвичи, суздальцы, владировцы, а вернулись единым русским народом.

Русская Армия всегда славилась силой патриотизма и превосходством духа. Именно эти духовно-нравственные традиции несли славу побед соратников наших от Куликова поля через Бородино к поверженному Берлину.  Мы помним кровавый двадцатый век. Коммунистическая власть начала гонение на Православие. Закрывались и рушились Храмы. Новая страшная беда обрушилась на нашу страну. Началась Великая  Отечественная  война. В это сложное время никто не вспоминал теорию марксизма-ленинизма, а призвали на помощь русский патриотизм, святых князей: Александра Невского, Дмитрия Донского, обратились за поддержкой к Русской Православной церкви. Танковая колонна, созданная на церковные средства в годы Великой Отечественной войны, так и называлась «Дмитрий Донской», одна из боевых эскадрилий в годы Великой Отечественной войны носила имя Александра Невского.

День начала войны 22 июня 1941 года – Воскресение, Малая Пасха.  Также это день, когда Русская Православная церковь совершала память Всех святых, в земле Российской просиявших. Для всех верующих людей это было знаком великой надежды, что начатая борьба непременно закончится победой нашего оружия.

Православная Церковь,  несмотря на крутые исторические повороты в государстве, сталинские репрессии, всегда оставалась верной патриотическому служению своему народу. «Нам не приходилось даже задумываться о том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны», — вспоминал впоследствии митрополит Сергий.

В первый же день войны глава православной церкви митрополит Сергий обратился с посланием к верующим, в котором говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в то, что мы, жители России, победим, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере». Всего же митрополит Сергий в годы войны обращался к русской церкви с 23 посланиями, и во всех них выражалась надежда на конечную победу народа.
В дни Отечественной войны 1941-1945г.г. за литургией в Русской Православной церкви читалась молитва: «Господи Боже сил…Призри в милости и щедротах на смиренные рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наша собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша…востани впомощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем  победити…»

С началом войны старец Серафим Вырицкий нес подвиг моления на камне – совершал его ежедневно. Он отдавал себя всецело, не взирая на холод и зной.

Всем сердцем стал молиться за спасение России от погибели. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Сама Богородица объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать промысел Божий народу российскому  «Должны быть открыты по всей стране Храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить…Казанская икона должна идти с войсками до границ России…» Натиск врага был столь велик, что Сталин начал открывать по всей стране Храмы, предложил немедленно провести Архиерейский собор и выбрать патриарха. Патриархом был избран единогласно Сергий Старогородский.  Зимой 1941 г. Сталин пригласил в Кремль духовенство, чтобы совершить  молебен о даровании победы.

Тысячи верующих и священнослужителей самоотверженно сражались с врагом в рядах действующей армии, партизанских отрядах и подполье, являя собой пример служения Богу, Отчизне и своему народу. Многие из них пали на полях сражений, были казнены фашистами.

Примером верного служения Отечеству является вся жизнь епископа Ташкентского Луки, к началу войны отбывавшего ссылку в отдаленном поселке Красноярского края. Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука пришел к руководству райцентра и предложил свой опыт, знание и мастерство для лечения воинов Советской армии. В это время в Красноярске организовывался огромный госпиталь. С фронта уже шли эшелоны с ранеными. В сентябре 1941 г. епископу разрешили переехать в Красноярск и назначили «консультантом всех госпиталей края». Уже на следующий день после приезда профессор приступил к работе, проводя в операционной по 9-10 часов, делая до пяти сложнейших операций. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать прославленному хирургу.

Русский дух, русский подвиг ковали долгожданную победу. Постигшая в 40-ых годах беда очистила сердца и привела к народному единению, обретению своих корней, своих святынь, что и стало залогом победы. Сегодня вся Россия поле Куликово. Выиграть битву можно только в борьбе со злом. История, народный опыт показывает, что в этой борьбе главное. Как сказал Ф. И. Достоевский: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация».